"Я иду искать!" // Музеи Петербурга в неожиданном ракурсе

Публикации юнкоров

С 1 по 17 ноября два десятка музеев Петербурга открывают свои двери для участников игры-квеста «12345 – Я иду искать!» У Суворова будет страничка «Вистории» с «комментами» от Байрона, генерала Монро и Патриарха Алексия Второго. Блок, Ахматова и Бродский лишатся всех своих секретов, а император Александр поделится переживаниями своего непростого детства. Что еще выдумали организаторы, чтобы заинтересовать школьников историей?

Юлия Грызлова

Кто такой Лев Понарошку и как замучить человека в музее?

Иоанна Чернова
Кто такой Лев Понарошку и как замучить человека в музее?
– Понимаешь, нам много рассказывали, но мне хотелось самой всё посмотреть и изучить. Ведь каждый экспонат уникален, мне хочется разглядывать рукопись Анны Ахматовой, а не комнату, в которой она жила – расстраивается Полина, ученица восьмого класса одной из питерских школ. – Мне хотелось прочитать те стихи, написанные зеркальным почерком, хотелось побродить по музею самой, подметить какие-то детали. Правда, и послушать экскурсовода тоже хочется. Вот как это совместить?

Проблема Полины – проблема большинства школьников-посетителей музеев. На них за час экскурсии обрушивается такой большой поток информации, что просто устаёшь слушать даже самый интересный рассказ. При этом никуда отойти, самостоятельно что-то посмотреть нельзя – ребята, ходим группой, не отстаём!

На радость самых пытливых жителей и гостей Петербурга на осенних каникулах (точнее, с 1 по 17 ноября) уже в девятый раз пройдёт фестиваль "Детские дни в Петербурге". Фестиваль – это сочетание квеста по двум десяткам музеев северной столицы и обширной параллельной программы с выставками, мастер-классами и игровыми занятиями.

Корреспондент «ПУ» побеседовал с Дарьей Агаповой, куратором фестиваля:

Дарья, этот фестиваль – девятый. Расскажите, а с чего все начиналось? Что вдохновило?
Примеров для подражания в 2005 году не было, так что идея нашего фестиваля оригинальна. Хотя, конечно, игровые путеводители можно найти в хороших – то есть думающих о своих посетителях – музеях по всему миру. Идея объединить с помощью таких путеводителей музеи в игру-путешествие родилась потому, что хотелось создать масштабное событие, чтобы не 200-300, а много тысяч детей могли поучаствовать, и в то же время, чтобы о каждом из них музей заботился персонально.

Кто и как придумывает задания?

Еще зимой мы объявляем конкурс для музеев на участие в программе, собираем заявки, эксперты отбирают лучшие. Победители, то есть музейные сотрудники – авторы самых интересных идей маршрутов, собираются весной на трехдневный семинар, обсуждают и разбирают все идеи, проводят мозговые штурмы. На семинаре и рождаются маршруты. Потом с ними все лето работает множество людей – музейные педагоги, эксперты, литературные редакторы, художники, корректоры. Принимают участие и студенты-волонтеры.

Как определяется сложность заданий?

В 2005 году на первом фестивале у нас уже было 20 музеев участников игры, но все маршруты предназначались детям 7-12 лет. Когда мы проанализировали достижения и ошибки, появилось разделение по возрастам. Теперь мы сразу ориентируемся на одну из групп: на маленьких (5-8 лет), средних школьников (9-12 лет) и подростков (13-15 лет). Слоган программы для подростков - «Я не ребёнок!». Мы очень много внимания уделяем методической проработке путеводителей – привлекаем психологов и педагогов для консультаций, каждый год анализируем отзывы Детского экспертного совета фестиваля.
 
Насколько важны полученные детьми знания? Или эта программа только развлекательного характера?
Я бы не назвала программу развлекательной, скорее вдохновительной. Но я уверена, что удовольствие от участия важнее знаний, и вот почему. Такого рода праздничные программы дают импульс, пробуждают интерес, помогают открыть новые способы проводить время с семьей или даже с самим собой. Если человека научить получать удовольствие от процесса познания, остальному он научится сам, так ведь?

Какие интересные происшествия были на прошлых фестивалях?

Однажды мы собрали из музеев разные курьезные истории о маршрутах и сделали вместе с художником Натальей Тамариной юмористическую «зловредную инструкцию» по мотивам «Вредных советов» Остера: «Как замучить своего ребенка в музее». Она у нас до сих пор на сайте висит. Там собраны три самые типичные ошибки, которые делают взрослые: 1) отнимают у ребенка инициативу, потому что «У меня лучше получится»; 2) торопятся успеть побольше: «Нам еще в пять музеев нужно» и 3) вводят слишком строгие правила: «Сейчас же встань с пола!»… Я думаю, самое интересное на фестивале – это когда взрослому удается поменяться с ребенком местами и по-настоящему поиграть вместе.

Какие идеи еще не реализованы?

Мы давно вынашиваем идею путеводителей, которые делают сами дети. Один осуществили – издали маршрутный лист по Эрмитажу, написанный и проиллюстрированный девочкой-дошкольницей. Но пока что не удалось сделать это ежегодным и массовым. Может быть, как раз подростки смогут нам в этом помочь, особенно те, которые выросли вместе с фестивалем и знают все его особенности. Будем стараться эту идею воплотить на будущий год.

Дарья, каждый год тема игры меняется, какая тема в этом году?

Поскольку музеи-участники игры такие разные, мы не можем предлагать какую-то узкую или конкретную тему. Тема игры – это всегда только вектор, задающий направление мысли. В этом году тема звучит так: «Само собой разумеется?» Стереотипы и предрассудки вообще играют огромную роль в нашей жизни, в том числе и позитивную, например, создают основания для общности, экономят время на «подумать». Но детям сегодня школа предлагает знания в готовом виде: выучи и получи оценку. Ребенок со всех сторон окружен авторитетами, которые говорят: «Я знаю, как надо». А ведь главное в процессе познания – это, наоборот, сомнения, борьба версий, диалог мнений. Вот пример: в школе история – это почти всегда набор фактов и дат. Но на историческом факультете в университете история – это прежде всего историография (как получилось, что история написана именно так, какие есть версии) и источниковедение (откуда, из каких источников историки берут информацию, из чего добывают «факты» и делают выводы). Вот у музея есть возможность показывать как готовится знание, кто его «автор», как одна теория побеждает другую и т. п. На семинар для музейных сотрудников мы в этом году позвали специалиста по истории науки.

Почему  главный герой – Лев Понарошку?

Вообще-то сначала мы хотели сделать героем мышь или даже крысу – существо, которое везде проникает незаметно и знает массу таинственных подробностей, скрытых от глаз. Но музейные сотрудники взбунтовались, потому что такой герой может вызывать негативные ассоциации. Тогда мы стали думать, кто из петербургской фауны (очень, кстати, разнообразной), мог бы составить ребенку компанию в музейных путешествиях. И решили, что лев – самый подходящий герой. Но поскольку он все-таки грозный хищник, мы его «обезвредили» – добавили псевдоним «Понарошку». А с тех пор, как у нас появился талисман, нарисованный замечательным художником Варварой Помидор, никто уже не сомневается, что наш Лев – это на самом деле переодетый ребенок, который просто играет в льва – то есть он самый настоящий лев понарошку.

Кто финансирует и поддерживает фестиваль?

Фестиваль делается на средства Комитета по культуре, поскольку он входит в календарь важных культурных событий Петербурга. Комитет по образованию поддерживает нас информационно. Пользуюсь случаем всех поблагодарить. И еще спасибо нашим спонсорам – сети IKEA за карандаши, краски и подарки для детей-экспертов, издательствам «Самокат» и «Питер» за книжки, детской клинике «Эксимер Kids» за финансовую поддержку, службе Westpost за бесплатные рассылки наших писем, «Спектру» - за краски для мастер-классов, и всем информационным партнерам – в том числе вашему изданию – за то, что дети и родители могут про нас вовремя узнать!

Что вы хотите пожелать нашим читателям?

Родителям – внимательно исследовать своих детей, думаю, это самое интересное, что есть на свете. А подросткам – снисходительнее относиться к несовершенству взрослых, которые «Ничего Не Понимают». Налаживайте с ними контакт, как с инопланетянами.

-
+

  • Мы едем, едем, едем // Репортаж из велошколы 29 июня 2013  Оля Шадрина
    - Та-ак, - командую я себе. – Делаем глубокий вдох и съезжаем. И раз, и два, и… Но тут мимо меня, рыча и извергая клубы дыма, как дракон, проползает Камаз, а за ним какой-то Лексус с девицей, у которой пол-лица занимают темные очки. Да она же меня даже не заметит! За ней «девятка» с затемненными стеклами, а за рулем ее наверняка гости из наших южных республик, специалисты по подставам и разборкам на дорогах. Нет, пережду. Но вот образовался просвет метров в сто. Я понимаю – всё, отступать дальше нельзя. И потому, хотя руки дрожат, жму на педали и выезжаю на проезжую часть. Вот скажите, вы когда-нибудь ездили на велосипеде в час пик по центру города? Если нет – многое потеряли. Это же чистой воды экстрим. «И зачем это всё мне надо?», - это снова мой поток сознания, но я кручу педали, пристраиваясь за широкой спиной троллейбуса. Зачем? Вот об этом-то я и хочу вам рассказать.
  • Первые кадры "Форсажа 7" уже в Интернете! 10 февраля 2014  Екатерина Неделько Пока все обсуждают гибель Пола Уокера, его автомобиль и прочнее наследство, в Сети появляются первые кадры "Форсажа 7". Конечно, неофициальные, зато самые что ни на есть правдивые.
  • Упоротая экзистенция 4 апреля 2013  Камила Мирзакаримова
    Петербург встретил выставку «Упоротого лиса» не единодушно. Пикетчики (таких нашлось двое) провозгласили выставку «антироссийской» и силой плакатного слова просили: Лис, уходи. В ответ Лис только пучил глаза и молчал.
Теги записи:
Последний раз редактировалась пользователем Николай Пшеничный 06.11.2013 14:16:58. Всего редактировалось 6 раз