Волшебное зеркало

Пять Углов
Волшебное зеркало
Новый учебный год, новые планы, надежды, увлечения… Как не потеряться в океане возможностей, найти верных друзей, примерить будущее – обо всем этом рассказывает бывшая воспитанница Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, а сегодня его директор – Мария Рейнгольдовна Катунова.

Притирка по времени

Такие места, как наш Дворец, всегда гибко реагировали на то, что происходит вокруг. В 60-80-е годы в нашей стране происходит всплеск интереса к космосу, к романтической красивой профессии космонавта; их боготворят, обожествляют, они становятся кумирами. Когда в апреле 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, стихийно стали организовываться клубы космонавтики – и это было совершенно понятно! В 90-х – начале 2000-х интерес к профессии резко упал, и беда в том, что из клубов, которые тогда организовывались, остались единицы. Очень остро звучал вопрос: стоит ли заниматься этим направлением дальше? И, если сравнить Дворец с неким зеркалом интересов, то в нем уже отражалась не огромная масса детворы, увлеченная космосом, а лишь несколько человечков с еще горящими глазами… Тогда Клуб космонавтики пошел по оригинальному пути, стал одним из «пионеров»: опираясь на первоначальное стремление ребят к компьютерной технике, включил в основу обучения наукоемкие информационные технологии. Привлеченные современными темами дети осваивают новые технологии, и их сиюминутный «повальный» интерес обретает некую научную глубину, новый ракурс развития. Сегодня аналогичный Клуб космонавтики сложно повторить где-то еще не только с точки зрения оборудования, но в первую очередь из-за уникальных кадров.

 Или, например, романтическая, яркая профессия геолога, о которой в 60-е годы все пели: «Крепись, геолог, держись, геолог…» Она сегодня тоже не в моде, хотя все понимают: Россия по-прежнему богата природными ресурсами. Стране эти специалисты и увлеченные люди очень нужны, но остались единичные клубы, которые занимаются геологией. А мы свой клуб сохраним, точно так же, как и клуб археологии – чуть ли не единственный коллектив в городе.

Почему? Потому что в этом наша особая миссия. Мы должны предлагать во Дворце то, что по ряду обстоятельств другие учреждения дополнительного образования осуществлять не могут. Посмотрите, в каждом районе города есть Дома детского творчества. Там занимаются эстрадой, изобразительным искусством, там много театрально-художественных направлений, и можно недалеко от дома найти коллективы очень высокого уровня. А вот городской Дворец творчества юных идет по другому пути – по пути собирания глубоких и редких интересов ребят. Такой подход требует, конечно, и напряжения, и постоянного наблюдения за интересами аудитории, но, с другой стороны, помогает привлечь даже тех ребят, которые пока еще не вполне понимают, что конкретно им нравится, что поможет им раскрыть свои дарования.

Вот почему можно сказать, что Дворец постоянно находится в состоянии подстройки к новому поколению, а новое поколение – к Дворцу. Что первично, что вторично?

Где найти мотивацию

Сегодня это возможно в очень многих местах. Например, в развлекательных и торгово-развлекательных центрах сейчас открыты бесконечные трансфорсы, космические и автомобильные тренажеры, профессионально ориентированные компании для детей, наподобие «КидБурга», с великолепным современным оборудованием, которому можно только позавидовать. Мы за всем этим внимательно следим, наблюдаем за тенденциями и по-хорошему завидуем коллегам, которые обладают такими новшествами. Нам кажется, что такие центры тоже выполняют свое предназначение: увлекают, если хотите, «заражают» детей интересом к какой-то неизвестной или неожиданной для них отрасли знаний. В этом смысле мы соратники. Но одно дело – развлечение, а другое – увлечение. Если ребенок и родитель поймут, что именно это ему интересно, тогда они сделают следующий шаг – придут к нам для дальнейшего развития, когда обязательно надо уже самим потрудиться.

И вот эту черту особенно ценят наши друзья-соратники – вузы. Все они ищут сейчас умного и мотивированного студента. Говорят, приходят сильные ребята, победители всероссийских олимпиад, но вот когда начинается ежедневная учеба, многие занимаются без желания. Их пытаются убедить: «Ты строишь свою карьеру, чтобы стать успешным специалистом, и уже на 3-4 курсе будешь востребован в престижных компаниях, получишь приличный заработок», – но это не срабатывает… Потому что мотивация у первокурсников заканчивается, появился даже термин такой – «синдром поступления». Это о ситуации, когда вокруг выпускника, в семье и в школе, нагнеталось напряжение, все напоминали: «Не поступишь, а что дальше?» Это сильный стресс, но после зачисления страх исчезает и наступает расслабление, наступает надолго, потому что привычки учиться нет, и желания себя к этому стимулировать – тоже нет.

Насколько я знаю, у наших ребят такой проблемы не существует. Аничков дворец как раз и есть то место, где мотивации «научаются», поддерживают желание постоянно развиваться. Ребята, придя сюда в 6-8 классе и прозанимавшись несколько лет, привыкают к совершенно другому образу жизни. Сюда приходят не на 2-3 часа, «зашел-вышел», а надолго. Это иная жизнь, в которой открывается много возможностей. Взять, скажем, наш загородный центр «Зеркальный», наши летние сборы, учебно-тренировочные поездки, гастроли – они дают подростку возможность выйти за стены своего коллектива, аудитории, лаборатории, класса, реализовать свои умения, навыки и наработки в совершенно новом пространстве и в новых формах. И еще мы обязательно учим работать в коллективе, потому что в детском сообществе Дворца есть правила взаимодействия, не только человеческого, но и профессионального: умение ставить и разделять задачи, проектировать свою деятельность. Вот почему вузы заинтересованы в наших выпускниках, они знают, что девушка или юноша, которые умеют учиться, и студентами будут успешными, и успешными профессионалами.

Трамплин

Я часто говорю родителям: «Дворец для ваших детей – это трамплин». С него можно просто плюхнуться, а можно взлететь – все зависит от того, какую цель перед собой ставишь. Самое главное – это понять, что важен не сиюминутный результат, а сам процесс.

Запись в кружки
400
Сегодня во Дворце более ста направлений для занятий наукой и техникой, творчеством и спортом; 1300 учебных групп – огромное разнообразие. Здесь занимаются 16 тысяч детей. В группах первого года обучения – по 15 человек, в последующие годы – по 10 человек, и педагоги могут уделять внимание каждому индивидуально. Есть у нас программы краткосрочные, есть варианты, когда одна программа плавно перетекает в другую. Некоторые ребята проходят два или три кружка, они выбирают – и это нормально. Но важно отследить ситуацию, чтобы обязательно выйти на какой-то результат, а уже после этого сказать: «Все, я больше не хочу, буду заниматься другим!» Потому что если бросать на полпути занятия, дальше в жизни ситуация может повторяться, и человек начнет метаться, разбрасываться…

А нам всегда важно и интересно, каких результатов достигнут наши выпускники. Чтобы стали они врачами, инженерами, менеджерами. Вообще-то, список выпускников Дворца – звезд первой величины в разных областях – гигантский.

Так что приходите! Здесь вас ждут!

подготовила Светлана Кожара

-
+

  • Библионочь 19 апреля: куда пойти? // Гид от "Пяти углов" для экспертов и начинающих 17 апреля 2013  Оля Шадрина Международный день книги петербуржцы смогут отпраздновать в библиотеках города. Интересно будет не только тем, для кого чтение давно стало образом жизни. Можно будет послушать музыку, посмотреть спектакли, пройти несколько квестов и лично пообщаться с поэтами и писателями. В общем, в эту ночь в библиотеке скучно не будет никому.
    logo.jpg
  • Сохранив литературу, сохраним будущее 15 мая 2013  Вероника Винникова
    [img_preview]
    Современные детские писатели находятся в более сложном положении, чем их коллеги советских времён.  Стоящие перед авторами проблемы и методы их решения были обсуждены на конференции Международного книжного салона.

  • Кто такой Лев Понарошку и как замучить человека в музее? 30 октября 2013  Иоанна Чернова – Понимаешь, нам много рассказывали, но мне хотелось самой всё посмотреть и изучить. Ведь каждый экспонат уникален, мне хочется разглядывать рукопись Анны Ахматовой, а не комнату, в которой она жила – расстраивается Полина, ученица восьмого класса одной из питерских школ. – Мне хотелось прочитать те стихи, написанные зеркальным почерком, хотелось побродить по музею самой, подметить какие-то детали. Правда, и послушать экскурсовода тоже хочется. Вот как это совместить?
Теги записи:
Последний раз редактировалась пользователем Николай Пшеничный 30.08.2013 16:17:29. Всего редактировалось 9 раз